1. Человек, который помнит, что по воле Божией случаются с ним периоды отдохновения и уныния, - так что,
когда повелевает Бог, имеет он отдохновение, но по воле Того же Бога оставлен он в скорби,
каким бы образом это ни происходило, - сколько бы ни боролся он, будет он постоянно пребывать без гнева или уныния в разуме своем в течение всей жизни своей и во всех изменениях, которые промыслительно происходят с телом его или с разумом его.
И в этом знании ликует сердце его в тишине, и взирает он на Бога в великом покое и в великой надежде.
И благодарит он Промысл Его по отношению к людям, который в соответствии с нуждами их заботится о них и ведет их постоянно.
Такой человек не обвиняет в унынии своем демонов, или людей, или тело, - ведь от них происходит всякое уныние,
- ибо сознает он, что именно Бог движет всем этим: не по воле одного из тех трех наступают отдохновение его или уныние его, но по воле Того, Кто движет ими.
Ибо ни один помысел отдохновения не приводится в движение, кроме как по дару Божию.
Даже если человек оказывает нам самое малое утешение, он подвигнут к этому Богом, и для исправления жизни нашей необходимо это.
2. О знание, сколь исполнено ты отдохновения! И какое великое благодеяние - пребывать в тебе, происходящем от Бога! Блажен, кто в трудных обстоятельствах не приходит в смущение из-за собственной поспешности!