Беседа 15
Чистая и нерассеянная молитва.
Это совсем не означает, что у разума нет никакого помысла или блуждания любого рода, если
блуждает он не по пустым предметам во время молитвы.
Если блуждает он по чему-либо благому, это не значит, чтобы он был вне чистой молитвы, но он должен размышлять о необходимом и думать о том, что достойно Бога во время молитвы.
От человека не требуется так же, чтобы пустые воспоминания не приходили вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не блуждал по ним.
Ибо есть плохое блуждание и хорошее блуждание.
Когда ты на молитве, не стремись к тому, чтобы вовсе не блуждать разумом. Ибо это невозможно.
Но стремись блуждать в том, что является благом. Ибо даже чистая молитва, есть так же блуждание в чем либо, но это блуждание прекрасно ибо прекрасен поиск благо.
Блуждание плохо, когда в пустых помыслах или дурной мысли блуждает человек. И, когда помышляет он о дурном, молясь перед Богом.
Блуждания хорошо, когда по Богу блуждает разум во время молитвы своей:
по славе Его и величию, благодаря воспоминаниям о прочитанном в писании и прозрению смысла в прочитанных изречениях, и святых слов духа.
...
Чтобы человек исследовал, думал и сосредоточенно размышлял о предмете моления и о содержании молитвы - это прекрасная молитва, если она созвучна цели заповедей Господа нашего, весьма хорошая такая собранность разума.