Анечка (girafanya) wrote,
Анечка
girafanya

Categories:
  • Mood:

О смерти и нехристианская логика о спасении

Мы все осознаем в противоположности.
День мы осознаем, потому что есть ночь.
Боль, потому что есть не боль.
Жизнь...

В чем? В смерти. Именно через смерть, через знание того, что мы смертны, что каждого из нас ожидает смерть, именно в этом мы можем уловить наше существование и получить какое-то познание, некое представление о нашей жизни, о нашем существовании. Поэтому тема смерти является одной из самых основных в философии экзистенциализма (индивидуализма и неповторимости).

Вообще это, конечно, очень интересная тема, имеющая непосредственное отношение к христианскому учению о Царстве Божием, о спасении в этом Царстве. Ведь посмотрите: человек живет, и он сознает, с одной стороны, свою богообразность, ее ощущает (в отличие от коровы или таракана, которые не знают о своей богообразности, потому что в них нет ее). А человек знает.

В чем проявляется эта богообразность? В том, что мы называем «свобода воли» человека. Ведь любое животное, скажем, белка, не может вдруг не захотеть собирать орехи на зиму. Она просто будет всегда это делать. Потому что так ей на роду написано. А вот человек может не захотеть собирать урожай. (Смеется). Хоть и голодным останется, а вот не будет, и все! В человеке всегда есть какая-то свобода, та свобода, которой нет ни в одном другом живом существе, ни в растениях, ни в животных. Это есть образ Божий.

И этот образ Божий в человеке постоянно действует и доставляет ему, с одной стороны, и радостные ощущения, ощущение собственного возвышения над всеми другими тварями, а, с другой стороны, доставляет ему страдания, потому что в человеке есть стремление к свободе (потому что Бог свободен, а человек образ Божий). Он не Бог, он есть образ Божий. Вот как есть зеркало, и перед ним я стою. Это я – это мой образ. Вот моя фотографии. Это – я, а там – не я, это мой образ в фотографии. Так же и человек: это не Бог, а есть отражение Бога, какой-то образ Божий. Бог абсолютно свободен, а человек не абсолютно свободен, в нем есть только образ свободы, стремление к свободе и какие-то зачатки свободы.

А на самом деле человек постоянно несвободен. Во-первых, он знает, что он умрет. Перед ним всегда маячит смерть. Какая ж тут свобода, если ты умрешь? Я же не заказываю себе свою собственную смерть! Человек не заказывает собственное рождение.

Человек ограничен в пространстве, человек ограничен во времени. Умственно, физически, своей внешностью, экономически, образованием и так далее, и так далее. Любой ничтожный вирус может убить человека, не спрашивая его об этом.

Человек со всех сторон несвободен! Но он от этого страдает, потому что ему хочется быть свободным. И, кстати, сам факт страдания от несвободы, от насилия обстоятельств (а человек ежесекундно несвободен!), это состояние страдательности доказывает, что экзистенция человека ненормальна.

Потому что норму мы не замечаем, когда нет чего-то ей противоположного. Мы не замечали бы дня, если бы не было ночи. Мы не замечали бы ночи, если бы не было дня. Мы не замечали бы своих зубов, если бы они иногда у нас не болели. Но как только заболевает зуб, вы начинаете о нем думать, и бежите ко врачу. Всякое страдание неизбежно говорит человеку, что либо было нестрадательное существование, либо где-то есть, либо где-то будет. Всегда отсутствие нормы говорит о существовании нормы.

До тех пор, пока рыба в воде, она не знает, что такое вода, и не страдает – она просто живет. Как только вы ее вытаскиваете из воды, она начинает страдать, и, если бы у нее были мозги, она бы подумала: «Ох, ведь где-то же была вода, и есть вода, и, может быть, меня еще кинут в воду!»

Само страдание человека (а жизнь человека есть постоянное страдание от отсутствия свободы: это его болезни и все-все-все, что окружает человека и что в нем есть) – это свидетельство того, что есть нестрадательное существование, то есть то, что обозначается в христианстве, как «вечная жизнь», «жизнь с Богом», «Царствие Божие» или – богословие спасения.

К сожалению, этот момент страдания как экзистенциального и даже логического доказательства того, что есть спасение, в наших учебниках богословия я не встречал. А это очень важная вещь! Об этом же примерно говорил и Кьёркегор.
Tags: батюшка Январь
Subscribe

  • Новая кофточка и костюм "Солнечный"

    Я так назвала новый костюм, потому что там много деталей скроено Солнце-клёш. Юбка полусолнце Рукава у кофты солнце и подол у кофты -- солнце Видео…

  • Кофточка с басочкой и с крыльями

    Закончила почти. Нет возможности пробить петельки, жду лапку. Потом потанцую в ней, конечно! Покажу сейчас, потому что не люблю ждать Кофта…

  • Костюм РЮША

    Я так назвала этот костюм, потому что украсила все детали рюшами Я всё в Воскресенье сделала, остались петли. Полезла за лапкой, а ЕЁ нету! Вообще,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Новая кофточка и костюм "Солнечный"

    Я так назвала новый костюм, потому что там много деталей скроено Солнце-клёш. Юбка полусолнце Рукава у кофты солнце и подол у кофты -- солнце Видео…

  • Кофточка с басочкой и с крыльями

    Закончила почти. Нет возможности пробить петельки, жду лапку. Потом потанцую в ней, конечно! Покажу сейчас, потому что не люблю ждать Кофта…

  • Костюм РЮША

    Я так назвала этот костюм, потому что украсила все детали рюшами Я всё в Воскресенье сделала, остались петли. Полезла за лапкой, а ЕЁ нету! Вообще,…